Идем на телек

Богдан Сушинский

писатель, историк, академик, профессор, заслуженный журналист Украины
Мир, осмысленный телеэкраном

Так уж сложилось, что среди множества атрибутов, способных определять величие и трагическую проблематичность ХХ века, одним из самых массовых, влиятельных и впечатляющих, конечно же, следует считать сотворение «всемирной паутины» телевидения.

В самом деле… Уникальная способность «телепортировать» любое важное событие на тысячи километров, почти что мгновенно превращая миллионы телезрителей из различных уголков региона, страны, континента — в участников данного «действа» в режиме реального времени; стремление всякого создателя сего творческо-технического «продукта» ненавязчиво проникать в каждую семью и в каждый офис; наконец, мощное информационное, просветительское и пропагандистское влияние, которое он повседневно оказывал на огромную многоликую аудиторию, — все это сразу же вывело обычный бытовой телевизор на острие цивилизационных процессов нашего социально и политически разобщенного общества.

Так вот, очерк «Идем на Телек!» как раз и задумывался двумя тележурналистками, Анной Бузиян и Натальей Карай, в качестве своеобразного исследования непростой, многоречивой, однако же на всех этапах своих — захватывающей истории становления и развития Одесского регионального телецентра, Одесской областной телестудии, и, естественно, всего «многопрофильного», но, во все времена существования своего, — высокопрофессионального коллектива одесской тележурналистики.

Удалось ли авторам справиться с этой непростой задачей? Считаю, что, несмотря ни на какие замечания, которые способны возникнуть в плане использования архивной документалистики, ее делового и прочего толкования, а то и просто, субъективного восприятия данного эссе, — да, удалось. Причем, на мой взгляд, читательский успех этого, прямо скажем, специфического издания, его историко-познавательная значимость, прежде всего предопределены личностью авторов, особенно Анны Бузиян, завершавшей свою журналистскую карьеру заместителем генерального директора Одесской гостелерадиокомпании; их биографической, житейско-творческой, а порой и служебной причастностью к большинству отражаемых в нем процессов и событий.

Прежде всего авторам удалось воспроизвести все этапы технического развития телевидения, начиная от первой, эспериментальной телестудии в одной из аудиторий Одесского института связи, и завершая самым современным телецентром, соответствующим всем новейшим требованиям данного вида коммуникаций. Причем сделали это публицистически грамотно, не утомляя «широкий круг читателей» излишними научно-техническими подробностями и специальной терминологией. Другое дело, что при этом они вполне обстоятельно, с фактами, событиями, а порой и с ярко запоминающимися курьезами, вводят нас в творческую лабораторию отдельных журналистов и целых творческих коллективов — редакций, программ, студий, рубрик, телевизионных клубов...

Кто, особенно из людей старшего, тогда еще не «загнанного» в Интернет и вообще, некомпьютеризированного поколения, не помнит передач кают-компании для моряков и любителей путешествий «Глобус», телевизионных клубов и журналов: «За час до рейса», «Праздничная морзянка», «Объективный объектив», «Одесса — мой город родной», «Наша почта», «Роден край», «Спортивная Одесса» и многих многих других?

А ведь с упоминанием любой из них перед внутренним взором нашим проходит целая плеяда, порой уже давно ставших, как, например, диктор Нелли Харченко, легендарными личностей — режиссеров, корреспондентов, ведущих, дикторов, телеоператоров, художников-оформителей; как, впрочем, и представителей сугубо технического персонала да руководителей разных времен и рангов. Люция Глибко-Долинская, Анатолий Кравченко, Лариса Трифонова, Петр Заричанский, Людмила Сироткина, Викентий Нечипорук, Анатолий Довгонос, Ким Каневский, Наталья Симисинова, Виталий Нахапетов, Галина Илюшенко, Вадим Мартынюк, Татьяна Стриженюк, Игорь Деревянко, Леонид Бурлака, Николай Фомин, Инга Матьяшек...

Само собой разумеется, каждый из авторов книги и читателей ее способен дополнить этот список своими, более близкими ему именами. И, конечно же, будет прав. Иное дело, что одним сотрудникам телевидения в течение многих лет суждено было оставаться легко узнаваемыми, причем не только на телеэкране; другие же, в силу своих функциональных обязанностей, всегда оказывались вне зрительской доступности, где-то там, «за кадром». Однако для каждого из них у авторов издания нашлось несколько строк вполне профессиональной, в большинстве своем коллегами давно сформированной, оценки. Той самой, что навсегда предопределила его место в коллективе, в творческом процессе, а следовательно, в самой судьбе одесского телевидения.

Как человек, много лет отдавший не только журналистике, в том числе и телевизионной, но и познанию всевозможных исторических процессов, имею право сказать: детальное исследование общей истории нашей страны именно тем и затруднено, что в былые времена предки наши крайне редко прибегали к составлению таких вот, на первый взгляд, слишком локальных, узкопрофессиональных, «цеховых», как принято выражаться в подобных случаях, а потому, дескать, малозначительных летописей, очерков и хроник. А зря.

Время показывает, что издания, подобные тому, которое вы держите сейчас в руках, — самый надежный, достаточно документированный, а главное, вполне доступный способ не только увековечить в сознании потомков имена и достижения своих коллег, но и создать крайне важную, свидетельски заверенную главу всеобщей истории нашего края, народа, цивилизации. Так вот именно этим, собственно, и должна быть ценной для нас работа авторов издания «Идем на Телек!» Анны Бузиян и Натальи Карай.
We use cookies to provide the best site experience.

Для оптимизации работы сайта используются файлы cookies
Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookies.

Ok, Больше не показывать
Close